Принцип воспроизведения и особенности проигрывателей винила

Проигрыватели виниловых пластинок всё ещё востребованы среди некоторых меломанов. Производители аудиотехники выпускают новые модели этих устройств, которые снабжаются дополнительными функциями и имеют новые технические решения, улучшающие их свойства. Виниловые проигрыватели, в отличие от магнитофонов, не утратили спрос благодаря особенностям воспроизводимого «тёплого» звука.

Принцип воспроизведения виниловых пластинок

Чтобы прослушивать музыку с винила потребуется не одно, а сразу четыре устройства:

  • Проигрыватель;
  • Фонокорректор;
  • Усилитель;
  • Аудиоколонки.

Проигрыватель преобразует механические колебания иглы, скользящей по пластинке, в электрические импульсы. Далее, сигнал поступает на фонокорректор, который восстанавливает исходное состояние записанного на винил звукового материала. Усилитель в этой связке необходим для придания сигналу, выходящему с фонокорректора, достаточной мощности, чтобы заставить мембраны громкоговорителей в колонках издать звук.

Промышленность выпускает комбинированные проигрыватели, в которых уже присутствует фонокорректор. К ним нужно только подключить активные колонки и можно прослушивать пластинки. Это удобный вариант для домашней аудиосистемы начинающего меломана. Но стоит учитывать, что такие устройства низкого класса. В проигрывателях высокого класса все составляющие подбираются отдельно.

Особенности проигрывателей винила

Среди всего разнообразия современных проигрывателей может оказаться трудно определиться с тем устройством, которое конкретно нужно. Тем не менее всё не так сложно, как может показаться, важно лишь знать какие есть особенности виниловых проигрывателей.

Скорость вращения и привод

Привод от электродвигателя к опорному диску может быть осуществлён тремя способами:

  • Прямой привод. Этот вариант чаще всего используется в диджейских моделях виниловых проигрывателей. Дело в том, что после постоянных скрэтчей любой другой вариант быстро выйдет из строя.
  • Самый популярный привод ременной. Ремешок, который используется для передачи крутящего момента, называется пассик. Достоинством такого типа привода является то, что пассик сводит к минимуму вибрации от мотора и возможную краткосрочную неравномерность его работы.
  • Роликовый привод сегодня используется очень редко, но был популярен в старых устройствах. Основной недостаток ролика в передаче большого количества вибраций от мотора к диску.

Скорость вращения опорной площадки также может быть разная:

  • Для маленьких пластинок с синглами или EP используется скорость 45 об/мин.
  • Полноценные LP вращаются медленнее — 33 об/мин.
  • Чтобы воспроизвести какую-нибудь старую пластинку потребуется скорость 78 об/мин.

Опорный диск

Опорные площадки могут быть выполнены из различных материалов: металла, пластика, стекла, керамики или акрила. Главное чтобы диск был массивным и хорошо поглощал паразитные колебания во время работы.

Диаметр площадки обычно составляет 30 см, но может быть больше или меньше на 3 см. В прослушивании этот параметр особенного значения не имеет, но диджеи стараются подбирать варианты с большими дисками.

Тип звукоснимателя

Звукосниматели могут быть двух типов — MM и MC.

В MM магнит зафиксирован на игле и двигается рядом с катушками. Вследствие этого в них появляется ток, который передаётся на фонокорректор. Он удобен благодаря созданию, довольно высокого выходного напряжения и используется в большинстве устройств.

В MC звукоснимателях всё наоборот. К игле крепится катушка, а не магнит. Выходной сигнал очень слабый, из-за чего меломану придётся покупать дополнительно ещё предусилитель.

Часто у любителей винилового звука есть сразу несколько картриджей для разных жанров музыки, и различных типов игл к ним. Разная заточка иглы позволяет извлекать хороший звук из пластинок, выпущенных в разные годы. Канавки виниловых пластинок могут сильно отличаться в зависимости от состояния, поэтому игла для винила должна подбираться с учетом этих факторов.

Также важным моментом является форма тонарма. Обычно для домашних аудиосистем используются изогнутые тонармы, а диджеи предпочитают прямые аналоги. В профессиональных проигрывателях применяются тангенциальные тонармы, но их стоимость очень высока, и такие устройства требуют особенного ухода.