От редакции: Мина уплотнения

Горожанам не нравится, когда у них во дворе вдруг возникает котлован, а потом вырастает огромный дом, закрывающий свет. Только на горячую линию столичного департамента строительства за июль — ноябрь 2007 г. поступило 400 звонков о начатом или проектируемом точечном строительстве.

Можно называть эти жалобы проявлением коллективного эгоизма горожан или, как выражается московский градоначальник, «жлобства». А можно указать властям города на то, что они не выполняют важнейшую для города государственную функцию регулирования. Возводимые миллионы метров дорогого и сотни тысяч метров сверхдорогого жилья должны подкрепляться появлением новых сетей, коммуникаций и дорог. Продолжая строительство в развитых районах, власти приближают столицу к инфраструктурной катастрофе.

Это не преувеличение. В последние годы в Москве ежегодно строится более 5 млн кв. м жилья в год и десятки офисных зданий. Выехать из некоторых районов становится крайне трудно, вполне реальны перебои с электричеством и даже подачей воды на верхние этажи столичных квазинебоскребов. Объемы возведения инженерных коммуникаций — 287 км в 2005 г. и 242 км в 2006-м — не поспевают за темпами строительства. По данным специалистов коммунальной сферы, нагрузка на инженерные сети в Москве превышает расчетно-допустимую на 20-25%, а в отдельных районах — на 40%. Эксперты ЦНИИП градостроения полагают, что через несколько лет столица столкнется с нехваткой питьевой воды. Проблемы с электричеством решаемы, говорят застройщики и архитекторы, но цена подключений к действующим сетям слишком высока и ложится дополнительным бременем на будущих жильцов и арендаторов. Главный инженер столичного НИИ генплана Юрий Коротков признает: дорожная сеть Москвы отстает от развития города на 20-30 лет. Эксперты-архитекторы считают, что построенные и модернизированные в последние пять лет 53 км (!) дорог — это чуть больше 10% от потребности. Столичные дороги составляют всего 8-10% площади города, тогда как в Нью-Йорке и Париже, также славящихся непростым трафиком, — около 20%. Точечные объекты, которые возводятся и на бывших боковых дорогах, добавляют плотности московским пробкам.

Одна часть проблемы в том, что советские строительные нормы и правила (СНиПы) были отменены, а новые не приняты или позволяли их гибкую трактовку.

В частности, в 1990-е гг. отменили параграфы, предусматривающие необходимость детской площадки из расчета 0,7 кв. м на одного ребенка и парковки (0,8 машины на квартиру). Норма зеленых насаждений (12 кв. м на человека) легко обходилась за счет включения в эту площадь вертикального озеленения и садов на крышах, которые предусматривались в проекте, но затем подрядчик и заказчик «забывали» об этих деталях. Дело не только в гибкости градостроительных норм. Пункты нынешних столичных правил — продолжительность дневного освещения (инсоляции) не меньше двух часов подряд в день, а также площадь зеленых насаждений не менее 20% от застройки — соответствуют мировым стандартам. Однако здесь начинается то, что архитекторы называют «инвестиционным давлением», — контролирующие органы сквозь пальцы смотрят на отступления от норм. Столичные власти официально признают: по сравнению с действующим генпланом застройщики изменили назначение 5% земель. Эксперты полагают, что эта доля в два-три раза больше. Строжайшее регулирование строительства в развитых районах — жизненная необходимость.

Поскольку власти отказываются выполнять свои прямые функции, граждане пытаются действовать самостоятельно. На днях инициативная группа жителей столицы пыталась вынести на городской референдум шесть вопросов. Главные из них — запрет строительства любых объектов без учета мнения жителей близлежащего района и отмена распоряжений мэрии о возведении домов и офисов, принятых без согласия жильцов. Мосгордума отклонила все вопросы. Значит, митинги, блокада строек и рукопашные схватки жильцов со строителями и охранниками продолжатся до тех пор, пока город окончательно не встанет.

Источник: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/01/17/139845