Магия цифры

Растет популярность числа 2020, символизирующего устремленность России в будущее.

Минэкономразвития начало разрабатывать Концепцию долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. еще в 2006-м. Вариант программы от 2007 г. содержал три разных сценария в зависимости от объективных и субъективных условий. Но после программных выступлений президента Путина о будущем России Концепция-2020 стала обязательным документом, который должно принять правительство и на основе которого страна должна жить 12 лет. Попавшая в прессу очередная версия содержит только один сценарий — оптимистический. Авторы концепции выступили в традиционном жанре благих намерений (комментаторы в СМИ и блогах постоянно упоминают две другие знаковые даты: 1980 г., когда должен был наступить коммунизм, и 2000 г., когда все советские граждане должны были жить в отдельных квартирах).

Этот жанр приносит быстрый пиар-эффект. Ориентированность Путина на 2020 г. сообщает всем, что до этого времени он намерен контролировать политический процесс. Те участники процесса, кто считает для себя выгодным это намерение Путина, получают возможность публично поддержать концепцию. Чем менее конкретен план достижения счастливого будущего, тем проще его поддерживать — к тому же можно попытаться пролоббировать выгодные заказы в рамках выполнения плана. Вопросы развития России до 2020 г. официально обсуждают партии, объединения предпринимателей, отраслевые союзы, региональные власти, трудовые коллективы.

Под концепцию планируется разработать подробную программу действий. Но, к сожалению, когда заходит речь о конкретных мерах, обнаруживается большое число заинтересованных лиц и структур, учет интересов которых затягивает, выхолащивает или останавливает реформы. При этом каждая новая концепция не содержит анализа удач и неудач предшествующей. Так и Концепция-2020 не содержит анализа концепции Германа Грефа образца 2000-2001 гг., подготовленной для нового президента Путина и содержавшей планы развития до 2010 г.