В Госдуме без перемен

Выборы-2007 начались с увольнения главы Центризбиркома Александра Вешнякова, который выступал против «паровозов» в партийных списках, отмены графы «против всех» и других инноваций партии власти. Его место занял давний знакомый Путина Владимир Чуров. Он сосредоточился на техническом аспекте организации выборов: озаботился обеспечением инвалидов удобными кабинками для голосования, а бомжей — специальными участками, где не станут требовать прописку. На щекотливые моменты, связанные с агитацией единороссов, Центризбирком предпочитал закрывать глаза.

В итоге за «Единую Россию» голосовали так активно, что местами ей удавалось невероятное, как в Мордовии, например, где партия собрала до 109% голосов.

Итоги выборов в Госдуму не сильно изменили соотношение сил в парламенте. Еще с осени социологи предсказывали: в Думу попадут четыре партии: «Единая Россия» и КПРФ безоговорочно, ЛДПР и «Справедливая Россия», едва преодолев барьер. Так и случилось. Ни одна из демократических партий не набрала даже 3%, чтобы получить государственное финансирование.

Триумфом можно назвать результат «Единой России». Партия построила агитацию на имени президента, устроив настоящий референдум о доверии Владимиру Путину. Ее поддержали 64% избирателей. В ряде национальных республик голосование зашкалило за 90%.

Если в начале года «Справедливую Россию» считали претендентом на звание «второй ноги» в отечественной политической системе, то к концу года даже сами эсеры засомневались, попадут ли в Думу. Самый сильный удар по партии был нанесен на съезде «Единой России», когда президент согласился возглавить список этой партии.

Лидеру эсеров Сергею Миронову, который сделал ставку на безоговорочную поддержку действующего президента, ничего не оставалось, кроме нападок на конкурентов. Но критиковать партию власти и поддерживать ее лидера, провозглашая себя оппозицией, нелегко. Тем не менее эсеры с трудной задачей справились — 7,7%. Хотя в КПРФ считают, что процент им «натянули».

Демократы — и старые (СПС и «Яблоко»), и новые («Гражданская сила» и Демпартия) — провалились. Причем если «Яблоко» сослалось на произвол властей, то СПС признал ошибочной социальную риторику и стиль ведения кампании — выигрышный в регионах (в этом году партия прошла в десяток заксобраний) и не сработавший на федеральном уровне.

Несмотря на уверенную победу единороссов и попытки Кремля придать дополнительную значимость партиям, они так и остались на периферии принятия решений. «Единая Россия» по-прежнему инструмент для решения задач, обозначенных в Кремле. А другие политические партии или демонстрируют лояльность власти, или не обладают влиянием.

Источник: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/12/29/139131