Кубасуэла: Учитель и ученик

Незадолго до ухода на заслуженный отдых в разгар тяжелой болезни председатель Государственного совета Кубы, по информации британского канала «Би-би-си», направил венесуэльскому президенту эмоциональное послание. В нем говорилось: «Я могу спокойно отойти в мир иной, ибо знаю, что дело, которому я посвятил всю сознательную жизнь, находится в надежных руках».

Действительно, сегодня наиболее последовательным сторонником и верным другом Фиделя Кастро за пределами острова несвободы является именно Уго Чавес, поклявшийся крепко держать в своих руках красное знамя.

Отношения между этими двумя лидерами возникли сравнительно недавно. Они восходят к апрелю 1994 г. Тогда 40-летний заговорщик, оказавшийся за решеткой в связи с попыткой государственного переворота и впоследствии выпущенный из тюрьмы, по приглашению умудренного опытом закаленного революционера побывал у него на родине. Гостю был оказан поистине королевский прием. Встреча лицом к лицу с кумиром произвела на гостя неизгладимое впечатление. Чавес уехал, окрыленный и воодушевленный поддержкой и напутствием ветерана. Так зародились доверительные отношения, переросшие со временем в нерушимую дружбу. С тех пор Кастро неизменно держал в поле зрения своего прилежного ученика, помогая ему советами и рекомендациями.

Надо отдать должное прозорливости команданте: он узрел в мятежном подполковнике, отважившемся штурмовать бастионы власти, перспективного политика. И не ошибся в своих ожиданиях. В декабре 1998 г. бывший заговорщик, уволенный из вооруженных сил, сменив униформу на гражданский костюм, одержал сенсационную победу на выборах и занял кресло хозяина президентского двора Мирафлорес.

Разумеется, Фидель Кастро присутствовал на церемонии вступления в должность Уго Чавеса, состоявшейся в феврале 1999 г. С тех пор лидеры неоднократно обменивались официальными и рабочими визитами.

Венесуэла превратилась в ближайшего партнера и стратегического союзника Кубы, обеспечивающего львиную долю ее потребностей в углеводородном сырье. В свою очередь кубинские врачи, учителя, спортивные тренеры и другие специалисты трудятся в Венесуэле.

В декабре 2004 г. две страны заключили соглашение, расширяющее и углубляющее положения прежнего договора о сотрудничестве. Этот документ заложил основы Боливарианской альтернативы для Америки, к которой последовательно присоединились Боливия, Никарагуа и Доминика. Само название этого политико-экономического интеграционного объединения говорило о том, что оно создано в качестве антитезы общеамериканской зоне свободной торговли, инициированной вашингтонской администрацией.

О степени близости двух стран и их лидеров красноречиво свидетельствовало и то, что свое 75-летие Кастро отметил в гостях у Чавеса. Интенсивность и частота контактов первых лиц исключительно велика. Венесуэльцы шутят, Чавесу-де понадобились подводные лодки, чтобы втайне посещать своего друга. Если же говорить серьезно, то именно Чавес был первым зарубежным деятелем столь высокого ранга, который примчался проведать оказавшегося в больнице вождя. А в тревожные для Чавеса апрельские дни 2002 г., когда решалась его судьба, Фидель Кастро готов был направить личный самолет для спасения попавшего в беду младшего соратника. К сказанному нелишне добавить, что в ходе последней зарубежной поездки Кастро они вместе с Чавесом посетили дом-музей легендарного Эрнесто Че Гевары в Аргентине.

В венесуэльских оппозиционных кругах давно поговаривали о планах создания федерации под условным названием «ВенКуба» или «Кубасуэла». О такой возможности вслух намекнул недавно заместитель председателя Государственного совета Кубы Карлос Лахе. Он сказал: «Мы самая демократическая страна в мире. У нас два президента», явно имея в виду Чавеса.

Идя дорогой своего учителя и наставника, Чавес тоже задумал построить, как он выражается, «социализм XXI в.». Еще в 1999 г. он заявил: «Венесуэльский народ плывет к берегам счастья, где уже находятся кубинцы». Фидель Кастро — счастливый человек. Сохранив верность собственным идеалам, он дождался появления на латиноамериканском политическом горизонте последователя, готового принять из его рук эстафету и продолжить воплощать в жизнь их совместную мечту.

Несомненно, что в наступающем постфиделистском периоде значительно возрастет влияние внешнего фактора (США, ЕС, зарубежная диаспора) на определение перспектив развития Кубы. В складывающихся условиях роль Чавеса и его воздействие на процессы останутся весьма весомыми. Он в состоянии законсервировать существующие порядки и сохранить эту страну в орбите своих интересов.

Источник: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/02/21/142146